Учитель, перед именем твоим …
Учитель, перед именем твоим…
Нельзя забывать, что историю делают, прежде всего, люди.
Многие приезжали осваивать Самотлор с огромным желанием не только открыть богатство Сибири, но и жить, трудиться, руководить вэтом суровом краю. Педагоги, а в первую очередь руководители, казалось бы, не имеющие прямого отношения к событиям, связанным с покорением Самотлора, становились активными участниками этого процесса.
Вера Матвеевна Винокурова, один из первых педагогов с высшим образованием, учитель русского языка и литературы, не одну детскую душу наполнила высокими мыслями и чистым светом. | ![]() |
![]() |
Вряд ли найдётся хоть один старожил, который не проникся бы чувством уважения и благодарности, услышав имена первых учителей. Тимофей Дмитриевич Шуваев, ветеран Великой Отечественной войны, оставил о себе память не только как учитель истории и директор школы, но и основатель краеведческого музея. |
Валентина Платоновна Арефьева, Анна Алексеевна Слинкина, Софья Ефимовна Туманова, Лидия Петровна Пономаренко, Надежда Серафимовна Бнятова, Ия Николаевна Звягина, Антонина Петровна Сущая, Евдокия Петровна Максимова и многие-многие учителя, посвятившие себя делу обучения и воспитания детей.
Сегодня каждое образовательное учреждение с гордостью может назвать имена тех, кто стоял у истоков образования, кто на протяжении многих лет хранил верность своей профессии, для кого работа стала не столько каждодневным трудом, сколько призванием, делом всей жизни.
Музейный комплекс
Виртуальный музейный комплекс
-
Музейный комплекс
Музей истории образования — это часть музейного комплекса образовательных учреждений г. Нижневартовска. В каждом образовательном учреждении нашего города есть музеи, которые отражают его историю, раскрывают особенности гражданского, военно-патриотического воспитания молодого поколения.
-
Виртуальный музей
Музей истории образования города Нижневартовска позволяет увидеть целостную картину истории образования нашего города.
В фотогалерее «История в лицах» представлены фотографии и материалы о руководителях управления народного образования, руководителях образовательных учреждений, о педагогах.
В Центре развития образования 17 октября 2013 года состоялось торжественное мероприятие «Встреча поколений "Да будет славен труд учителя!"». Инициаторами и организаторами встречи являлись горком профсоюза работников образования и науки г.Нижневартовска и МБУ «Центр развития образования». В праздничном мероприятии приняли участие представители профсоюзной организации ветеранов педагогического труда, горкома профсоюза работников народного образования и науки, молодые специалисты образовательных организаций, представители молодежного общественного объединения «Педагог – НВ», специалисты МБУ «Центр развития образования», обучающиеся общеобразовательных организаций. |
|
Торжественная встреча поколений была посвящена внесению новых имен педагогов в «Книгу почёта ветеранов педагогического труда города Нижневартовска». «Книга почёта» хранит имена тех, кто стоял у истоков образования в Нижневартовске, был верен своей профессии на протяжении многих лет, чей ноголетний созидательный труд служит образцом новому поколению учителей. Внесение в «Книгу почета» новых имен педагогов стало доброй традицией, как и встречи молодых специалистов с ветеранами педагогического труда. |
Встреча поколений: дискуссия на тему «Учитель в современном мире»
Встреча поколений «Да будет славен труд учителя!»
Из истории образования
![]() Михаил Иванович Питер,
директор первой семилетней школы
поселка Нижневартовского
|
«3 октября 1949 года на последнем буксирном пароходике я приехала работать учителем в Нижневартовскую семилетнюю школу.Было раннее утро, шел дым из печных труб... Когда я поднялась на пригорок с берега, передо мной, как на ладони, протянулась длинная и прямая улица, она шла по берегу Оби. В конце улицы Первомайской находилось два дома, в которых и размещалась семилетняя школа. Главное здание построил учитель, а затем и директор школы, Михаил Иванович Питер, в 1926 году. Школа строилась из двух бывших купеческих домов, купленных в деревнях Былино и Соснино.
Послевоенные годы были тяжелыми: не хватало учебников для всех, отсутствовала методическая литература, дефицитом были мел, тетради, краски для рисования. Работала школа в две смены, так как классных комнат было всего четыре». ![]() Здание первой семилетней школы
Из воспоминаний Веры Матвеевны Винокуровой,
заслуженного учителя школы РФ, кавалера ордена Ленина,
Отличника народного просвещения,
почетного гражданина города Нижневартовска
|
поселка Нижневартовского и, наконец, города Нижневартовска.

70-е, «Каждому труженику – среднее образование»
![]() |
В молодой строящийся город со всех уголков необъятной страны по комсомольским путёвкам и без них продолжали ехать молодые люди. Каждый должен был иметь среднее образование, и поэтому 13 сентября 1975 года открылась первая вечерняя школа. В ней стали обучаться многие рабочие большого комсомольско-молодёжного треста. Преподавателям вечерней школы приходилось проводить занятия на отдалённых месторождениях. По всему Нижневартовскому району шла кампания под девизом: «Каждому труженику – среднее образование». “Ученики были старше нас, учителей. Мы их обучали на рабочих местах по сессионному методу: один раз в неделю наших учеников освобождали от работы”. Из воспоминаний Людмилы Борисовны Просековой,
учителя русского языка и литературы.
|
Зарождается в это время традиция встречи и торжественного посвящения в педагоги молодых специалистов. Прошло более тридцати пяти лет, а традиция сохранилась.
В это же время продолжает свою деятельностьНижневартовская городская профсоюзная организация работников народного образования и науки, основанная еще в 1962 году. Организация целенаправленно проводила работу по улучшению условий труда педагогов.
|
![]() |
![]() |
«Пионерские дружинные сборы – это были самые яркие традиции пионерии. Торжественный вынос пионерского знамени, бой барабанов и звуки пионерского горна заставляли каждого ребенка почувствовать себя причастным к очень серьезному делу, к коллективу, в котором он учился быть нетерпимым к любым проявлениям зла и несправедливости, ответственным за порученное дело, ответственным и гордым за себя, свою школу, наш город и нашу державу…
В городе проводился смотр пионерских дружин за право называться правофланговыми.
Все пионерские организации носили чье-то имя.Пионерская дружина средней школы № 2 была имени Николая Кузнецова, 7-й школы – имени Юрия Гагарина, средней школы № 8 – Антонина Зырянова, 9-й школы – Сергея Королева, 11-й школы – имени Олега Кошевого…»
Из материала «Взвейтесь кострами, синие ночи...»
Надежды Константиновны Мартиной,
директора муниципальной общеобразовательной
средней школы № 2 «Многопрофильная»,
заслуженного учителя РФ, кандидата педагогических наук
|
80-е, «Тяжелое и удивительное время – начало перестройки»
![]() |
«Сентябрь 1987 г. Это было тяжелое и удивительное время – начало перестройки. Строители стремились сдать школу, работали даже ночью, т.к. школ в городе не хватало.1 апреля 1988 г. на торжественной линейке строители передали символический ключ от учреждения.Уже с сентября в школе было свыше 1 тысячи 200 учащихся. Все кабинеты были заполнены, не хватало парт, в классах было до 47 учащихся».
Из материала«Так рождалась наша школа..»
Ольги Николаевны Слеповой,
директора школы №23 с углубленным изучением
иностранных языков с 1987г. по 2005г.,
заслуженного учителя Российской Федерации
|
![]() |
«После основного строительства здание было захламлено мусором и остатками стройматериалов. Бетонная крошка, цемент, кучи песка, банки с краской, остатки линолеума придавали школе сходство с огромной мастерской неряшливого скульптора. Казалось, что школа раньше октября не откроется. Однако судьба распорядилась иначе. Будущие ученики рьяно принялись за дело. Они выносили мусор, собирали и расставляли по классам парты и стулья, заносили в библиотеку только что привезенные учебники. Работа под умелым руководством учителей кипела вовсю. Детям с охотой помогали родители. Сердца мальчишек и девчонок наполнялись радостью при виде расцветающей школы. Энтузиазм, с которым работали учителя, ученики и их родители, позволил сдать школу в рекордно короткие сроки».
По материалам истории МОСШ № 32
|
90-е, «Школы строились при жестком финансовом дефиците, но, несмотря на это, их сдавали в срок»
![]() |
Поздравляя учителей и учащихся школы, исполняющий обязанности Главы города В. Грабовский, отметил, что школа строилась при жестком финансовом дефиците, но, несмотря на это, ее сдали. Здесь будут учиться полторы тысячи детей. А это значит, что в других школах, где обучение велось даже в три смены, нагрузка уменьшится” «В строю - 42-я». Коронец В. //
Новости Приобья.- 1998.- 5 нояб.С.2
|
О музее истории образования города Нижневартовска
Торжественное открытие музея истории образования г. Нижневартовска состоялось 24 декабря 2010 года на базе МБУ «Центр развития образования».
Инициаторами создания музея стали ветераны педагогического труда, горком профсоюза работников народного образования и науки. В 2010 году, провозглашённом Указом Президента Российской Федерации Годом учителя, департаментом образования администрации городаНижневартовска было принято решение о создании Музея истории образования на базе МБУ «Центр развития образования».
Музей представляет материалы о руководителях управления городским отделом образования Нижневартовска с 1972, о педагогах-ветеранах, стоявших у истоков нижневартовского образования, о школах, их традициях и достижениях, а также материалы из истории учительства, атрибуты школьной жизни.
Музей истории образования является одной из составляющих музейного комплекса муниципальных образовательных учреждений. В каждом образовательном учреждении города Нижневартовска есть музеи, которые отражают историю (историко-краеведческие), показывают направления воспитательной работы (военно-патриотические, гражданско-патриотические, музеи Боевой и Трудовой Славы, Залы Боевой Славы, уголок «Русского быта» и т.д.).
Содействие в формировании фонда музея оказывали руководители образовательных учреждений города, ветераны педагогического труда, представители учреждений и организаций города.
В рамках работы музея планируется поисково-исследовательская работа, создание экспозиций и временных выставок, непрерывный сбор, хранение и изучение памятников материальной и духовной культуры в сфере образования, а также проведение массовой научно-просветительской работы с различными категориями посетителей.
Все это позволит передать молодому поколению все то лучшее, что накоплено за многие годы педагогической общественностью, и будет способствовать представлению целостной картины развития системы образования нашего города.
Музей — это «живой» организм, который будет развиваться и пополняться. Ведь то, что сегодня современность, завтра уже история.